Кабинет дефектолога
Учитель-дефектолог: Бандуристова Дарья Андреевна
Образование: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Южный федеральный университет»
Специальное (дефектологическое) образование - Магистр
Рабочий график
Дни недели |
Часы работы |
Понедельник |
9.00-14.40 |
Вторник |
8.30-13.00 |
Среда |
8.30-14.00 |
Четверг |
8.30-14.00 |
Пятница |
8.30-13.00 |
Дефектолог - это специалист, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья. Так же учитель-дефектолог занимается с детьми, испытывающими трудности в обучении. Иными словами учитель-дефектолог занимается с детьми, которые не усваивают и не обучаются по программе общеобразовательной школы. А так же он может заниматься с детьми, которые по различным причинам немного не усваивают программу общеобразовательной школы или же испытывают трудности при обучении. В основном это учащиеся начальной школы.
Цель деятельности учителя-дефектолога: обеспечение своевременной дефектологической помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, комплексной поддержки семей, имеющих детей с ОВЗ, методического сопровождения процесса обучения и воспитания.
Задачи деятельности учителя-дефектолога:
- Обеспечение права ребенка с ограниченными возможностями здоровья на получение коррекционной помощи.
- Коррекция и развитие нарушенных психических процессов и функций
- Формирование базовых учебных действий
- Нормализация ведущих видов деятельности
- Оказание консультативной помощи специалистам, родителям (законным представителям) по вопросам обучения и воспитания детей, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации
Основной формой организации дефектологической работы являются подгрупповые и индивидуальные занятия. В подгруппы зачисляются дети с однородной структурой нарушения. Количество детей в подгруппах варьируется в зависимости от степени выраженности нарушения (от 2 до 4 человек).Занятия носят коррекционно-развивающую и предметную направленность. Периодичность и продолжительность занятий зависит от тяжести и характера нарушения, а суммарная нагрузка на ребенка определяется в соответствии с его учебным планом.
Направления коррекционной работы с детьми:
- Развитие психомоторики и сенсорных процессов - это развитие мелкой моторики. Ведь, как известно, если не развита мелкая моторика, возникают трудности с письмом, если есть трудности с письмом, то есть и трудности со связной речью.
- Формирование пространственно-временных отношений - здесь изучаются не только такие понятия, как «право и лево», но и такие как «правый верхний угол», «левый нижний угол», «2-х мерное и 3-мерное пространство». При недоразвитии этого направления могут возникнуть проблемы с чтением и письмом.
- Умственное развитие - здесь корригируются высшие психические функции, такие как внимание, восприятие, память, мышление.
- Нормализация ведущей деятельности возраста. Как известно у детей ведущей деятельностью младшего школьного возраста является учебная. К сожалению, не у всех детей она ведущая, особенно у обучающихся с задержкой психического развития и у обучающихся с умственной отсталостью. У них как правила очень долгое время ведущей деятельностью возраста является игровая.
- Формирование представлений о предметах и явлениях - здесь корригируются те проблемы, которые возникли в связи с пробелами в предшествующем развитии. Например, ребенок не ходил в детский сад, а ведь в этом возрасте формируются такие представления как цвет, форма, размер и др. Это очень важное направление, ведь оно является предпосылкой развития математических навыков.
- Обогащение словаря и развитие связной речи – это коррекция нарушений звукопроизношения через развитие познавательной деятельности детей и использование форм речевого развития.
- Готовность к восприятию учебного материала - направлен в основном на обучающихся 1-го класса, включает в себя помощь в подготовке к изучению большого количества нового учебного материала. В результате коррекции по данному направлению у обучающихся формируются те знания и умения, которые помогают усвоить им учебный материал.