Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Версия для слабовидящих


муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение

УСТЬ-ДОНЕЦКАЯ

средняя общеобразовательная
ШКОЛА № 1

Наш адрес: 346550, Ростовская область, 
                р.п. Усть-Донецкий, ул. Ленина, д.10
Контактный телефон/факс: 8(86351) 9-10-81
Email: udsh1@mail.ru 
Школа стала Лауреатом-Победителем Всероссийской Выставки РФ

Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [2]
Бессмертный полк [2]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

Проектная деятельность учащихся в начальной школе в урочной и внеурочной деятельности в рамках ФГОС нового поколения

     Проектная деятельность учащихся в начальной школе в урочной и      внеурочной деятельности в рамках ФГОС нового поколения (доклад учителя начальных классов Артюховой Н.А. на педагогическом совете).

Слайд № 1 (тема выступления)
            Уважаемые коллеги, моя задача заключается в том, чтобы коротко ознакомить вас с основными моментами работы над проектной деятельностью учащихся в рамках ФГОС.
       Умения и навыки исследовательского поиска необходимы каждому человеку. Ну, а детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребёнок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
        Именно это стремление к познанию через исследование создаёт условия для исследовательского обучения. 

Слайд 2 (кем был разработан метод проектов).

О проектной деятельности как о ведущем методе обучения было упомянуто ещё в начале 20 века американским философом и педагогом Дьюи, а в 1905 году Шацкий предложил применить метод проектов в образовании.  Использование проектного метода в образовательной системе оказывает содействие в понимания учащимися того, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни. Основой метода проектов является развитие познавательных умений учащихся, обучение их умению конструировать свои знания.
       Сегодня мы говорим о методике работы над проектом в свете ФГОС нового поколения. Что является основным в новой программе?
Слайд № 3 (основная задача)
Стандарты второго поколения ставят задачу сформировать компетенции младшего школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, заниматься проектной деятельностью.
Что является самым главным в стандартах?
Слайд № 4 (самое главное в стандартах)
• Системно-деятельностный подход.
• Нацеленность на формирование метаумений.
• Большое внимание должно быть уделено воспитанию гражданина России.

        Итак, что же такое проект? Чтобы разобраться в этом и понять о необходимых действиях над проектными работами, обратимся к толкованию слова «проект».
Слайд № 5 (что такое проект?)
      В ФГОС нового поколения под проектом понимается комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определённой цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей.
Из выше сказанного можно сделать вывод, что метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик.

Слайд № 6-8 (на что направлены ФГОСы)

  1. На формирование компетентности.
  2. На личностное развитие ребёнка.                                                                              3. На становление учебного сотрудничества в малых группах.

Слайд № 9 (принципы  организации проектной деятельности)

На чём основана работа по созданию проекта? Каковы принципы организации проектной деятельности?
• Проект должен быть посильным.
• Создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов.
• Обеспечить руководство проектом со стороны педагогов – обсуждение выбранной темы, плана работы.
• Обязательная презентация результатов по проекту в той или иной форме.

Слайд № 10 (метод проектов)

Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая, игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата. Возможности метода проектов для развития личности школьников выявляются через структуры деятельности учителя и школьника. Эту структуру можно представить в следующем виде:

 

Ученик

Учитель

Определяет цель деятельности

Помогает определить цель деятельности

Открывает новые знания или способы деятельности

Рекомендует источники получения информации

Экспериментирует

Предлагает возможные формы работы

Выбирает пути решения

Содействует прогнозированию результатов

Активен

Создает условия для активности школьника

Субъект деятельности

Партнёр ученика

Несёт ответственность за свою деятельность

Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки.

 

Слайд № 11 (структура проекта)

  •     Выбор темы.
  • Постановка цели и задач.
  • Гипотеза исследования.
  • Организация исследования.
  • Подготовка к защите и защита работы.
  • Рефлексия.

Слайд № 12 (этапы проекта)

      Рассмотрим основные этапы работы над проектом.
В основе учебных проектов лежат исследовательские методы обучения. Вся деятельность учащихся сосредотачивается на следующих этапах:
I этап – подготовительный.
      На этом этапе выбирается тема проекта, ставится проблема, определяется задание конкретной направленности,  по завершении которого учащиеся смогут оценить результаты своего труда, также определяются группы учащихся и распределяются роли. Определяющими факторами формирования групп являются уровень знаний предмета, способность к самостоятельной работе и наличие лидера – координатора.

II этап – практический.
       Цель этого этапа: качественное и правильное выполнение поисково–исследовательских операций, контроль и самооценка работ. Работа обсуждается, делаются замечания, добавления, корректировки. На этом этапе дети защищают свои проекты. Все учащиеся выступают со своими проектами, демонстрируют, что достигнуто, определяют дальнейшие перспективы, отвечают на вопросы одноклассников, производят самооценку проекта.

Слайд № 13-14 (правила выбора темы)

           Для направления деятельности учеников была разработана памятка для начинающего исследователя:
• Выбери тему исследования.
• Подумай, на какие вопросы по этой теме ты бы хотел найти ответы.
• Продумай варианты своих ответов на поставленные вопросы.
• Реши, где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы.
• Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы.
• Сделай выводы.
• Оформи результаты своей работы.
• Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования.

     Такая памятка готовится на каждого ученика. Работая в проекте, памятка поможет работать ученику самостоятельно, использовать информацию, систематизировать материал, пошагово выполнять проектную или исследовательскую работу. Каковы же правила выбора темы?

 

Слайд № 15 (урочная и внеурочная деятельность)

 Учебные комплекты, дидактический материал и другие пособия отвечают требованиям нового стандарта. Попробуем в этом разобраться. Я расскажу вам о том, как проектная деятельность отражается в программе УМК «Начальная школа 21 века».
       Во-первых, весь курс является интеграционным. Это даёт возможность обучить учащихся различным областям науки, искусства. Учебный материал интересен для понимания, т.к. у учащихся есть возможность ознакомиться с материалом в интеграции с другими предметами.  Особенно хорошо оснащены учебник «Окружающий мир», автор Виноградова Н.Ф.  и «Литературное чтение» автор Ефросинина Л.А.. На страницах учебника располагается материал по умению наблюдать, исследовать, проектировать. Кроме этого, к каждому учебнику  идут рабочие тетради, в которых  находятся очень интересные рубрики. Рассмотрим некоторые из них.

Слайд № 16 (окружающий мир «Поработаем над проектом)

        В рабочей тетради по окружающему миру есть такая рубрика: «Поработаем над проектом». (показать рабочую тетрадь и рассказать о методике работы по данной рубрике).

Слайд № 17-18 (окружающий мир «Серия плакатов»)

Возьмём, например, один из них, над которым мы недавно работали. Тема проекта: «Вредные привычки» (серия плакатов) с. 25 и тут же задание: подготовь план рассказа «Забава, которая приводит к смерти» и составление памятки «Чтобы ты посоветовал попавшему в беду». А есть такие творческие задания: подготовь сценки по темам  «Огорчение», «Радость», «Обида» и покажи одноклассникам, или составь памятку «Советы по закаливанию». В рабочих тетрадях по литературному чтению есть такие интересные рубрики: «Эрудит» или «Проба пера», которые развивают творческий потенциал учащихся. Подводя итог сказанному, хочется сказать, что учебники и рабочие тетради, разработанные под стандарты нового поколения, ориентируют учащегося в умении исследовать, наблюдать, проектировать изучаемый материал. По сути, они является одним из ведущих звеньев в проектной деятельности учащегося в урочное время.

Слайд № 19 (урочная и внеурочная деятельность)

        Проектная деятельность может осуществляться как в урочное время, так и во внеурочной деятельности школьников. Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Она - неотъемлемая часть образовательного процесса.

Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

Внеурочная деятельность в начальной школе - это такое понятие, которое может характеризовать самые разные виды активности, будь то активность умственная или физическая. Однако любые действия, которые характеризуются как внеучебная активность, имеют одну общую черту - это их задачи.

Задачи  внеурочной деятельности:

  1. Организовывать общественно-полезную и досуговую деятельность учащихся совместно с общественными организациями, семьями учащихся, учреждениями дополнительного образования и другими социокультурными учреждениями.
  2. Развивать навыки организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.
  3. Воспитывать трудолюбие, способность к преодолению трудностей, целеустремленность    и настойчивость в достижении результата.
  4. Развивать позитивное отношение к базовым общественным ценностям : человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура.    
  5. Познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;
  6. мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности; 
  7. прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями; 
  8. прививать интерес к исследовательской деятельности.

Проект - наиболее         перспективная    форма организации внеурочной деятельности. Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий  деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.

Слайд № 20 (девиз)

Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. (Готхольд Эфраим) Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».

Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности учащихся начальных классов, однако начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений.

    Понятно, что на первом этапе внедрения проектного метода основная роль принадлежит учителю.

Каковы основные этапы внеурочной проектной деятельности?

1. Выбор темы.

2. Сбор сведений.

3. Выбор проектов.

4.Реализация проектов.

5. Презентация.

  Выбор темы.  Работа над темой начинается с ее выбора. Так как тема выбирается одна на всех, она должна быть достаточно емкой, чтобы в ней можно было выделить много разных подтем по интересам детей. Коллективный выбор детьми единой темы может и должен регулироваться учителем.

  Совершенно иная картина с выбором подтем - здесь уже дети могут делать личный выбор того, что им интересно. Тема и совокупность выбранных детьми подтем зачастую задают структуру будущих информационных проектов- энциклопедий и карточек.

   Сбор сведений.  Дети, обращаясь к различным источникам информации, собирают интересующие их сведения, фиксируют их и готовят к использованию в проектах. Основные виды представления информации - это записи, рисунки, вырезки, ксерокопии текстов и изображений, информация на электронных носителях. Основная задача учителя на этом этапе - направить деятельность детей на самостоятельный поиск информации. Источником информации может быть отдельный предмет ( книга,  фильм); организация ( музей, библиотека, предприятие); мероприятие ( экскурсия), человек (родители, специалисты, учителя). Завершается сбор сведений размещением всей собранной информации в одном информационном проекте - в картотеке или в тематической энциклопедии.

   Выбор проектов.   После завершения сбора информации, детям предлагается принять участие в реализации проектов. Учитель знакомит их со множеством проектов, которые можно выполнить по изучаемой теме, предоставляя детям возможность самим придумать свои проекты. Было бы хорошо, чтобы в классе выполнялось параллельно несколько проектов.

  Реализация проектов.  На этом этапе дети готовят выбранные ими проекты, сочетая действия в школе (возможно на некоторых уроках или после уроков) и вне школы. Взрослые помогают только в случае острой необходимости, если есть опасение, что ребенок переоценил свои силы и не может справиться с выбранным проектом. Но это, ни в коем случае не должны быть работы взрослых, как это порой случается.

     Презентация.  Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектом учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности. После завершения всей работы детям надо дать возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Если проект долгосрочный, то в нем целесообразно выделять промежуточные этапы, по результатам которых дети получают положительное подкрепление

        Существуют универсальные проекты, которые можно включать в работу практически над любой темой. Их можно подразделить на изготовление изделий и представления. Могут быть комбинированные проекты - это представления с использованием предварительно изготовленных изделий.

Слайд № 21-55 (о своих проектах)

Метод проектов я активно реализую в своей работе.

В 2011-2012 уч. году, набрав первый класс, я решила применить именно комбинированные проекты в рамках внеурочной деятельности. Далее определила темы проектов на все 4 года обучения:

1 класс – «Осенние изменения в живой и неживой природе»;

2 класс – «Зимние изменения в живой и неживой природе»;

3 класс – «Моя родословная»;

4 класс – «Мы живём на казачьей земле, значит мы казаки».

И работа началась. В каждом проекте участниками были все: дети, родители и учитель. Проекты длились по 3 месяца, в течении которых был выполнен ряд необходимых видов деятельности, это: экскурсии, сбор природного материала и выполнение поделок на тему «Осенние фантазии из природного материала», изучение флоры и фауна донского края, изменения в их жизни с приходом осени, изменения в жизни людей, составление папки-раскладушки на тему «Растения и животные Ростовской области, занесённые в Красную книгу», конкурс рисунков и конкурс на лучшего чтеца по теме проекта, разучивание песен и танцев на осеннюю тематику. В конце провели заключительный семейный праздник «Что нам осень подарила?», где были выставлены все выполненные работы: рисунки, фотовыставка, поделки из природного материала. Были подведены итоги всего проекта, и каждый получил свою награду.

Во втором классе проект уже был более осмысленным и самостоятельным. Был объявлен старт проекта и обсуждены все его составные части. Этот проект был еще и очень насыщенным. Добавились некоторые виды, которых не было в предыдущем проекте. Вместе с детьми мы провели акции «Сделай кормушку» и «Помоги птицам зимой!». Изучили зимние забавы донского края и провели некоторые из них совместно с родителями, посетили музей в ст. Раздорской, где отпраздновали «Масленицу». Детьми были написаны сочинения о зиме и оформлены в виде картин. Заключительным мероприятием стал семейный праздник, где выступали не только дети, но и их родители.

   В 3 классе состоялся проект «Моя родословная». Он прошёл очень плодотворно. Каждая семья собрала материал о своей семье и представила готовые проекты, а мы с детьми занимались исследовательской деятельностью. Нами были выяснены такие вопросы: «Откуда взялось имя?», «Как на Руси появились фамилии?», «История моего имени и фамилии», «Что такое родословная?». Дети работали в группах и индивидуально. На заключительном мероприятии были представлены лучшие проекты и в заключении создали мини-проект «Дом моей мечты».

В 4 классе мы принялись за проект, который продлится почти четыре месяца. Именно в этом году, школа получила статус: казачья. Были  предложены темы для индивидуальных проектов, или дети могут выбрать тему самостоятельно, а у нас началась совместная работа по осуществлению данного проекта. Во-первых, я веду кружок «Песни и сказки Тихого Дона», где идёт знакомство с жизнью казаков, их бытом, традициями, фольклором, растительным и животным миром донского края. В одном из занятий нам встретилась рубрика «Проба пера», как и в литературном чтении. Дети по заданной строчке писали стихи. Вот что из этого получилось (правда я немного скорректировала эти работы):

    Стихи Маши Студеникиной, Аси Махмудовой и Артёма Борозенцева.

На Дону мы родились.

Казаки мы с вами.

Наш народ живёт богато.

И гордится краем.

                Мы за Родину горой.

                Дон наш – батюшка родной.

                Он кормил нас и поил

                И отвагой наградил.

Мы, младые казачата,

Клятву верности даём.

Будем вместе с казаками

Защищать наш отчий дом.

                              Стихи Леры Сазоновой и Юли Чистилиной.

На Дону мы родились,                                     Не бывал в таком ты рае.

Там росли, резвились,                                      Зацветает у нас в мае

Повзрослели, поднялись                                  И ромашка, и чабрец,

И за дело принялись.                                        Песнь свою поёт скворец.

                Мы за Дон наш все горой,                      Пусть же процветает край.

                Как за мать родную.                                Дон, действительно, ты – рай.

                Если надо – защитим,                              Казаки здесь дом нашли

                Жизнь,  отдав младую.                            И в историю вошли.

Дон – родная сторона.

Там и хлеб есть и вода.

Банька топится вдали,

Как туда нам не зайти.

 

        Стихи Димы Рудого, Паши Стеценко, Влада Щитова.

На Дону мы родились,

Радостью своей делись.

Не грусти ты никогда,

Будешь счастлив ты всегда.

               Родину ты защищай

               И народу помогай.

               Мы за Родину горой:

               Защищаем край родной.

         Стихи Юлии Орешниковой и Алёны Опенченко.

На Дону мы родились.

Свой след мы здесь оставим.

Мы спасибо говорим

Предкам нашим славным.      

          Ты, донская сторона,

Казачатам дорога.

Быстро будем подрастать –

Корнями в землю прорастать.

Не посмеют басурмане

Захватить наш отчий край.

Родину мы защитим

 И в обиду не дадим.

Пусть запомнит навсегда

Народ донского казака.

А мы в стихах его прославим

Любовь свою ему подарим.

           Прочитав их стихи, я решила написать своё:

Как прекрасна земля, на которой живу.

Ты  весной, как невеста, вся в белом цвету.

Осень землю украсит в златую парчу,

Ну, а зимнюю сказку - описать не могу.

       Оглянись ты вокруг на безбрежность степей,

       Ты увидишь вдали табуны лошадей,

       Там пастух уж отару гонит в загон.

       Там казачки ведут деловой разговор.

Атаман казаков собирает на сход,

Разговор он серьёзный в кругу поведёт.

Старики-казаки, надев ордена,

          Обсуждают тихонько былые дела.

       Казачата плетень облепили гурьбой -

       Знать решают проблемы между собой.

       Батюшка Дон катит волны свои,

       Словно страж вековой необъятной земли.

Ты, донщина моя, ты родная сторонка,

Ты ясна и прекрасна, как алая зорька.

Цвети край казачий долгие годы,

Пусть тебя обойдут все лихие невзгоды.

       Жизнь в нашем мире так быстротечна,

       Может, поэзия жить будет вечно?

       О тебе, край донской, стихи  я сложила,

       И частичку души в них с любовью вложила.

 Съездили в х. Пухляковский с целью посещения «Казачьей усадьбы», встретились с казаком Сироткиным Ю.А., который рассказал детям о современном казачестве. В этом месяце у нас состоится встреча с ансамблем «Донцы» с целью знакомства с казачьей песней и особенностями её исполнения. Для этого мы выучили уже несколько казачьих песен и даже одну представили на фестивале «Дон многонациональный». За исполнение песни дети были награждены грамотой за профессиональное исполнение. Знакомимся с традициями казаков, их обрядами. Мы продолжаем работу над проектом. Заключительным мероприятием вновь будет семейный праздник.

Также в нашей школе ежегодно проводится научно-практическая конференция, в работе которой каждый класс по желанию принимает участие. Дети представляют свои проекты, лучшие из которых отбираются и с ними дети выступают на конференции старшеклассников. Во втором классе были одобрены проекты 2 А и 2 Б классов (классные руководители Артюхова Н.А. и Карпова О.П), в третьем классе на конференцию старшеклассников ходили со своим проектом дети 3 Б класса (кл. рук. – Карпова О.П.).

        В заключении хотелось бы сказать, что успешность важна для каждого ребёнка. Надо доказать и показать каждому, что его работа имеет значение и для группы, в которой он работал, и для всего класса, и для учителя, и для родителей. Выполняя различные проекты, дети научились работать в команде, договариваться между собой, находить нестандартные решения, приобрели навыки работы с книгой и другими источниками информации. Они стали проявлять инициативу, начали мыслить творчески. Благодаря проектным работам, повысилась мотивация. На мой взгляд, я смогла зажечь в ребятах интерес к исследованию, стремление активно участвовать в различных конкурсах, проводимых в школе, в урочное и внеурочное время.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: mou-udsosh1 (23.03.2015)
Просмотров: 7790 | Комментарии: 12 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
2 Aplustrifs  
Уважаемые заказчики, рады объявить вам о проведении оптовой продажи шин YINGBA 12.00R20, 235/75R17.5, 385/55R19.5 и 435/50R19.5.

- Мы рекомендуем шины проверенных изготовителей и различных размеров, для выбора оптовой партии.
- Шины проходят требуемый контроль качества, что обеспечивает надежность и безопасность при работе.
- Предлагаем интересные оптовые цены, которые предоставят возможность вам сэкономить средства при закупке больших партий.

В не зависимости от того, нужна ли шина для региональной езды, дельнемагистральной езды или работ на скале, мы рады предложить вам привлекательные условия при покупке шин оптом.

Свяжитесь с нами, чтобы изучить больше информации о нашей оптовой продаже шин.

<a href=https://asiancatalog.ru>Оптовая продажа шин и дисков</a>
<a href=https://asiancatalog.ru>Шины для легковых автомобилей YINGBA</a>
<a href=https://asiancatalog.ru>Шины для грузовых автомобилей APLUS</a>
<a href=https://asiancatalog.ru>Шины для спецтехники SPORTRAK</a>
<a href=https://asiancatalog.ru>Индустриальные шины ROYALBLACK</a>

Мы осуществляем доставку в город Северск, Новошахтинск, Чита или в любой другой город России.

Оптовая продажа шин и дисков в России и СНГ!
Мы поможем вам с выбором шин и дисков. Свяжитесь с нами по телефону или другим удобным способом для получения консультации.

Тел. +79644340397 (WhatsApp, Telegram, WeChat)

Эл.почта info@asiancatalog.ru

1 SergSkify  
<a href=http://zmkshop.ru/uslugi/izgotovlenie-i-montazh-metallicheskikh-ferm/>монтаж металлической кровли промышленного здания</a>

Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Политика обработки и защиты персональных данных МБОУ УДСОШ №1 Сделать бесплатный сайт с uCoz